Данные методы управления направлены на экономическое стимулирование деятельности, как инструмент достижения лучшего качества продукта. Для этого используются вознаграждения, премии и т.д. Основную группу данных методов составляют следующие моменты:
- Финансирование сферы управления качеством. Разработка инновационных проектов в этом направлении, для которых при необходимости компании кредитуются или берут ссуды. В конце обязательно проводится расчет затрат и результатов.
- Экономическое стимулирование производства товара. Создание продукции, которая будет соответствовать требованиям и желаниям потребителя.
- Создание принципиально новых товаров или услуг, или их модернизация. Бизнес-планирование.
- Ценообразование происходит с учетом качества продукции.
- Материальные поощрения работников.
- Экономическое воздействие на поставщиков, в зависимости от качества товара.
Социально-психологические методы
Чтобы достигнуть выполнения определенных критериев при производстве качественной продукции, в работу коллектива внедряются следующие принципы:
- Повышение уровня самодисциплины и проявления творческой активности при выполнении собственных обязанностей. Поощряются ответственность и инициативность, как отдельного работника, так и коллектива в целом.
- Проводится моральное стимулирование сотрудника с целью повышения качества продукции.
- Руководство предпринимает различные действия для улучшения психологического климата внутри коллектива. В рамках этого приема проводятся мероприятия для разрешения конфликтов. Подбор сотрудников осуществляется на основании психологической совместимости.
- Появление традиций в коллективе, их сохранение и развитие.
Инженерно-технологические методы
Для обеспечения надлежащего качества продукции на предприятии решается целый ряд вопросов:
- Финансовые потери от брака.
- Количество случаев брака по видам.
- Число возможных случаев отказа изделий во время их транспортировки.
- Материальные и временные затраты на исключение дефектов.
В целом, все методы данного типа можно разделить на способы управления качества процессов и контроля качества выпускаемого товара.
Современное состояние науки и техники позволяет осуществлять управление качеством технологических процессов и выпускаемой продукции разнообразными средствами автоматизации и механизации. По этому признаку методы управления качеством условно можно классифицировать на:
- автоматические;
- автоматизированные;
- механизированные;
- ручные.
Для более полного удовлетворения требований потребителей целесообразно использовать целенаправленный автоматический метод управления качеством. При использовании этого метода отклонения процессов от заданных параметров и соответствующие действия (управляющие меры) определяются, вырабатываются и воздействуют на объект автоматически с помощью технических устройств. Данный метод является самым перспективным как для управления технологическими процессами, так и для технического контроля качества продукции, поскольку он не позволяет пропускать ни одного дефектного и бракованного изделия.
На основании статистических данных основан целый ряд мер по осуществлению контроля. Итак, к методам статистики относятся:
- Статистическое наблюдение.
- Сводка и группировка.
- Абсолютные и относительные величины.
- Средние величины и вариация.
- Корреляционно-регрессионный анализ.
- Индексный анализ.
- Выборочное наблюдение.
К этапам любого статистического исследования необходимо отнести:
- Статистическое наблюдение.
- Сводка и группировка данных, полученных в результате статистического наблюдения.
- Расчет обобщающих показателей, всесторонне характеризующих изучаемую совокупность.
Организационно-распорядительные методы
Основу организационно распорядительных методов управления составляют законодательные и нормативные акты. На основании законодательных актов создаются базовые документы, регламентирующие деятельность предприятия: устав предприятия, положения о подразделениях и службах и т.п.
Организационно-распорядительные методы могут оказывать влияние, как на материальные, так и на социальные интересы людей, обеспечивая тем самым определенную мотивацию их поведения. С помощью этих методов достигается четкое распределение прав и обязанностей в аппарате управления, обеспечивается дисциплина и организованность в работе, осуществляется координация трудовой деятельности.
Организационно-распорядительные методы, используемые на микро уровне, способствуют достижению целей фирмы и реализации ее стратегии путем использования таких видов деятельности, как:
- формирование оптимальной структуры;
- рациональная организация и координация трудовой деятельности работников;
- регламентирование компетентности и ответственности подразделений;
- назначение и перемещение в должности;
- устранение дестабилизирующих факторов;
- распорядительство ресурсами, сроками исполнения, полномочиями;
- постановка контроля, санкций и т.д.
Таким образом, организационно-распорядительные методы конкретизируют задачи, способы и сроки выполнения работы, а также ответственность работников. В этом они коренным образом отличаются от экономических и социально-психологических методов.
Все вышеперечисленные распорядительные воздействия должны быть кратки, логичными, понятными, исключать двойственность, быть обоснованными, иметь качественное содержание.