Внедрение различных нововведений на предприятиях, которые оказывают влияние на показатели системы менеджмента качества (СМК), основанной на требованиях стандарта ISO 9001 из серии ISO 9000, приобретают сегодня все большую популярность. Следует заметить, что формирование у ведущих менеджеров компании понимания того, что у них наблюдается кризис качества, не стоит рассматривать как большую проблему в то время, когда предприятие потеряло почти четверть своего присутствия на рынке и было оттеснено конкурентами. Ведь понять это намного сложнее тогда, когда кажется, что все идет как нельзя лучше, все показатели в норме и компания еще не понесла огромных потерь, вылившихся в потери своих позиций на рынке. И в такой ситуации приоритетным направлением должно стать повышение показателей качества, а не других предложений.
Поэтому, наиболее значимыми и актуальными в связи с этим являются вопросы оценки показателей результативности СМК, для чего следует применять определенную систему оценки результатов.
В первую очередь сложность заключается в том, что очень часто такие показатели системы менеджмента качества взаимосвязаны — любое изменение одних могут повлечь за собой изменение других, вследствие чего выделить наиболее значимые показатели бывает довольно затруднительно. Во-вторых, показатели системы менеджмента качества могут значительно различаться, в зависимости от направления деятельности предприятия. К тому же существующая система менеджмента качества является частью общего менеджмента компании, и ее функционирование обеспечивает эффективное управление производственными процессами, в той или иной степени влияющих на качество удовлетворения потребностей и выполнение требований всех заинтересованных сторон — акционеров, владельцев, трудового коллектива организации, деловых партнеров и, конечно же, конечных потребителей. И чтобы выполнить всестороннюю оценку и анализ любого управленческого процесса или какого-нибудь отдельного направления деятельности организации, желательно использовать показатели как количественные, так и качественные.
При этом может произойти такое, что качественные показатели развития предприятия далеко не во всех случаях указывают на высокую результативность системы менеджмента качества. Ведь в отличие от показателей количества, они практически не изменяются по прошествии времени, поэтому довольно трудно проанализировать и оценить воздействие на них тех мероприятий, которые осуществляются в компании. Нужно отметить, что такие показатели являются важными на начальном этапе выполнения работ по проектированию и внедрению СМК, а также при ее сертификации, но не имеют никакого смысла после того, как эти действия будут завершены.
И, основываясь на результатах выполненных анализов, можно прийти к выводу, что для определения показателей результативности системы менеджмента качества можно использовать такие:
- увеличение доходов от реализации качественной продукции;
- увеличение объемов производимой продукции;
- снижения потерь от выпуска брака;
- увеличение затрат на повышение квалификации сотрудников и их стимулирование в направлении качества.
При этом показатели результативности и эффективности системы менеджмента качества не могут в полной мере характеризовать ее в тех случаях, когда для проведения оценки и анализа нужно разрабатывать специальные методики. Оценка результативности должна характеризовать систему менеджмента с различных точек зрения. Более того, они не должны быть ориентированы только на максимальное удовлетворение всех заинтересованных сторон, и прежде всего, потребителей производимой продукции. Если при этом отсутствуют такие заинтересованные стороны как общество или поставщики, то можно сделать вывод о необходимости расширения показателей.
Показатели системы менеджмента качества могут быть следующие:
- Рост производства продукции.
- Рост производительности труда.
- Возрастание объемов экспорта.
- Рост продаж.
- Увеличение прибыли.
- Повышение рентабельности товаров.
- Уменьшение временных потерь.
- Снижение потерь от брака и т.д.