Создание и внедрение на промышленных предприятиях систем менеджмента качества в большинстве случаев состоит из нескольких этапов.
- Тщательный анализ деятельности организации, выявления несоответствий и проблемных мест в бизнес-процессах, а также рекомендации о возможных путях исправления выявленных несоответствий.
- Организация проекта создания и применения системы качества ISO 9001, а также организация процесса обучения участников проекта работе с системой качества.
- Разработка сопутствующей документации для системы менеджмента качества, прежде всего, описание бизнес-процессов, а также внедрение ее во всех подразделениях промышленного предприятия.
- Подготовка персонала, проводящего внутренний аудит организации, осуществление планового внутреннего аудита качества в подразделениях.
- Подготовка к сертификации, а также проведение полного сертификационного аудита.
Стоит отметить, что в большинстве случаев разработки и внедрения системы менеджмента качества ISO 9001 происходит реинжиниринг бизнес-процессов промышленного предприятия. Следует отметить, что сама идея реинжиниринга часто непосредственно связана с внедрением в производство информационных технологий. Программные продукты давно применяются как для оптимизации бизнес-процессов, так и для их дальнейшего поддержания. При этом целесообразно до начала автоматизации простыми и понятными методами описать бизнес-процессы и посмотреть, как это все заработает на местах.
Классическая технология описания бизнес-процессов состоит всего из двух стандартов описания бизнес-процессов – DFD (DataFlowDiagram, диаграмма потоков данных) и WFD (WorkFlowDiagram, диаграмма потоков работ). Большинство других современных стандартов представляют небольшие разновидности и дополнения двух классических подходов DFD и WFD.
Диаграмма потоков данных DFD используется для описания бизнес-процессов верхнего уровня. С помощью диаграммы потоков работ WFD описывают бизнес-процессы нижнего уровня.
Бизнес-процессы верхнего уровня – это бизнес-процессы, получающиеся на начальных этапах процессной декомпозиции деятельности компании. К ним, как правило, относят следующие виды деятельности: «Продажи», «Производство», «Закупки», «Управление финансами» и другие.
Бизнес-процессы нижнего уровня – это бизнес-процессы, которые получаются на последующих этапах процессной декомпозиции деятельности компании и являются составной частью процессов верхнего уровня. К ним можно отнести следующие виды деятельности: «Выставление счета», «Оформление заказа», «Изготовление детали», «Упаковка продукции» и другие.
Используя две классические схемы DFD и WFD, можно описать подробно все бизнес-процессы компании.