Что дает система управления рисками компании (предприятия):
- достоверные прогнозы возникновения возможных рисков на любой стадии работы компании (предприятия);
- анализ причин возникновения и комплексного влияния рисков;
- разработка стратегии по предотвращению негативных последствий действия рисковых факторов;
- благоприятные условия для осуществления подобных планов;
- системный мониторинг;
- анализ и контроль результатов с целью повышения эффективности.
Различные предприятия работают в различных условиях, имеют непохожие структуры, то есть каждая конкретная организация сталкивается со своими, специфическими рисками, зависящими от её коммерческой деятельности.
Крайне важно вовремя выявить возможные риски, определить их вероятность и возможные последствия.
Различают следующие виды рисков:
- природные риски (связанные с возникновением стихийных бедствий: наводнения, ураганы, землетрясения и т.д.);
- техногенные риски (связанные с деятельностью человека);
- смешанные риски (связанные с воздействием природы в результате деятельности человека);
- чистые риски (потери реальных активов);
- спекулятивные риски (связанные с изменением рыночных отношений или политических обстоятельств, в отличие от предыдущих видов, последствия данных рисков могут принести не только потери, но и прибыль);
- производственные риски (связанные с приостановлением производства и нерациональным использованием ресурсов);
- финансовые риски (связанные с возможность потерь финансовых ресурсов - обесценивание денег, инвестиционные и кредитные риски, невыполнение обязательств партнерами и т.д.);
- имущественные риски (связанные с потерей имущества в результате краж, порчи и т.д.);
- коммерческие риски (связанные с предпринимательской деятельностью);
- социальные риски (связанные с трудоспособностью и здоровьем персонала);
- профессиональные риски (связанные с выполнением персоналом своих обязанностей);
- др.
При организации системы управления рисками необходимо участие топ менеджмента. Основанием для решений в отношении рисков должны быть цели и задачи организации, ее стратегия, действующие правовые ограничения и уровень квалификации и опыта сотрудников.
Этапы управления рисками:
- выявление риска и определение степени его влияния на компанию;
- использование методов качественного и количественного анализа;
- составление и запуск работы по плану управления рисками;
- мониторинг и контроль надлежащего исполнения плана;
- выявление закономерностей между работой системы управлением рисками и текущими финансовыми результатами;
- заключение об эффективности.
Риски зависят от субъективных и объективных факторов. К объективным относятся факторы, не зависящие от деятельности предприятия (например, изменение политики государства, возникновение экономических кризисов и т.д.).
Субъективными являются факторы, напрямую зависящие от состояния и деятельности организации (например, состояние её технической базы, маркетинговая политика, эффективность системы менеджмента качества на предприятии и управления).
В первую очередь система управление рисками представляет собой комплекс мероприятий, направленных на прогнозирование наступления рисков и своевременного принятия мер по их предотвращению или устранению. Конкретная стратегия системы управления рисками индивидуальна и зависит от деятельности и размера компании. На крупных предприятиях оправдано создание специального подразделения по управлению рисками, которое будет заниматься координацией работы в этой области.
Стратегия управления рисками может регламентироваться в следующих внутренних документах:
- Руководство по управлению рисками.
- Положение по управлению рисками.
Система управления рисками на предприятии заключается во множестве процессов подготовки, принятии и выполнении управленческих решений в данной сфере.
Для нормального функционирования системы управления рисками необходим тщательный анализ схемы построения системы управления предприятием.
Основными методами получения информации для анализа являются:
- инспектирование;
- структурные диаграммы;
- карты потоков технологических процессов;
- анализ отчетности.
Также существует множество методов управления рисками на предприятиях, к основным из которых можно отнести:
- Отказ от риска. Когда рисковая переменная слишком серьезно угрожает деятельности компании или проекту, и не существует реальных способов снижения этого риска. Чтобы избежать таких ситуаций, следует сознательно отказаться от этого направления деятельности или проекта, как заранее бесперспективного.
- Понижение частоты возникновения риска или вероятности образования убытка. Этот метод управления рисками проекта предполагает подготовительную работу, которая направлена на снижение вероятности наступления рискового события и несения потерь. Метод весьма эффективен, когда существует значительная вероятность наступления риска.
- Снижение величины убытков. Если все усилия по снижению риска не принесли успеха, этот метод управления рисками предусматривает инструменты по снижению суммы полученного ущерба. Суть мероприятий – это действия, которые позволят снизить потери компании от наступления рисковых событий.
- Разделение потенциальных рисков. Суть метода – отсечение ситуации возникновения риска, как единичного случая, а не цепочки негативных событий.
Современные методы и стратегии риск менеджмента проектов и предприятий позволяют практически полностью обезопасить бизнес от негативных последствий, но успех системы менеджмента во многом зависит от умения адекватно и быстро оценивать изменения условий деятельности предприятия и пользоваться стандартным набором приемов.