С развитием сферы рыночных отношений в странах Восточной Европы и бывшего Советского Союза стали возникать проблемы с качеством продукции и ее конкурентоспособностью на международном рынке. Более того, в то время наблюдался резкий спад внутреннего спроса, что значительно осложнило и без того не слишком прочное положение российских предприятий. В результате отечественные производители были вынуждены бороться с конкурентами из дальнего зарубежья сразу на двух направлениях — в своей стране, борясь за внимание отечественных потребителей, и на мировых рынках, пытаясь найти свободную нишу и возможность сбыта своей продукции. Но положение осложнялось тем, что качество предлагаемой продукции было недостаточным, чтобы успешно конкурировать с западными производителями.
Для достижения успеха на международном рынке необходимо ориентироваться на использование следующих принципиально важных положений в системе управления качеством продукции:
- приоритеты в системе управления качеством конструкций должны быть расставлены так, чтобы на первом месте стояло качество продукции во имя потребителя. На каждом предприятии всем рабочим и служащим необходимо знать и стремиться к тому, чтобы продукцию изготавливать «лучше и больше». Руководство предприятия должно доходчиво на основе экономического обоснования довести до производственных подразделений, что на первом месте стоит задача обеспечения качества, а объемы производства - только на втором и настоять на выполнении этого подхода;
- в технологических инновациях фокус должен быть на реконструкции, перевооружении и обновлении основных фондов и самой продукции, обеспечивающих существенное повышение качества продукции;
- предприятие обязательно должно иметь и осуществлять рациональную систему сбора, учета, обработки, анализа и хранения в течение определенного срока информационных данных о качестве продукции;
- для обеспечения требуемого качества каждого вида продукции на предприятии должна функционировать отдельная система управления качества продукции;
- улучшение материально - технического снабжения должно осуществляться через поиск нужных поставщиков, повышение заинтересованности каждого поставщика и установление с ними тесных контактов многопланового характера;
- управленческие воздействия должны быть эффективными и выполняться применительно ко всем стадиям жизненного цикла продукции (от разработки до утилизации);
- система управления качеством продукции может считаться эффективной тогда, когда выпускаемая продукция удовлетворяет требованиям потребителя и наличие эффективной системы управления качеством продукции признается самим потребителем;
- система непрерывного обучения в области управления качеством продукции должна быть направлена, в первую очередь, на воспитание всех сотрудников в духе уважительного отношения к потребителям, заказчикам. Система управления качеством продукции должна быть всем понятна. Для воспитания в общегосударственном и на региональном уровне целесообразно подключить средства массовой информации, в том числе радио, телевидение, печать. Необходимо создавать специализированные центры по обучению и повышению квалификации в области управления и повышения качества продукции, различные школы и курсы качества, преподавание в которых могут осуществлять также специалисты других стран. Ведь общеизвестно, что продукцию с высоким качеством могут создавать только высококвалифицированные специалисты.
Совершенствование системы управления качеством продукции, конкурентоспособность и высокое качество — вот потенциальные и реальные возможности для предприятий изготавливать и реализовывать товар (в существующих условиях), который по своим ценовым и качественным характеристикам была бы для потребителя более привлекательной, чем у конкурентов.
Очевидно, что главный критерий здесь — это качество. Следовательно, совершенствование системы управления качеством продукции должно стоять во главе угла любого предприятия, и на этом нужно сосредоточить все силы. Совершенствование качества — это улучшение характеристик и свойств продукции или услуг, которые позволяют им в полной мере удовлетворять определенные потребности. При этом обязательным условием совершенствования системы менеджмента качества является всесторонний и постоянный анализ действия экономических условий рыночных отношений, а также законов предприятия относительно конкурентоспособности продукции.
Таким образом, совершенствование системы управления качеством выпускаемой продукции или предоставляемых услуг — это постоянная управленческая деятельность организации, направленная на совершенствование технического уровня товаров, качества их изготовления, улучшение элементов производства, а также самой системы управления качеством. В условиях жесткой конкурентной борьбы, каждое предприятие заинтересовано в том, чтобы полученные в области качества результаты значительно превосходили первоначально установленные требования. Поэтому обеспечение оптимальной функциональности СМК — это залог конкурентоспособности продукции.
Общее руководство для обеспечения приемлемого качества предполагает стратегическое управление, куда входит:
- цели, политика и ответственность в плане обеспечения качеством;
- планирование мероприятий и управление системой качества;
- обеспечение максимально высокого качества и совершенствование общей системы управления.
Совершенствование системы управления качеством продукции подразумевает проведение всех ранее запланированных и систематически проводимых видов деятельности, а также действий для подтверждения качества (при необходимости), чтобы уверить конечного потребителя в том, что производитель в полной мере будет соблюдать требования, предъявляемые к качеству.
Конечная цель совершенствования системы менеджмента заключается в максимальном увеличении прибыли, за счет увеличения конкурентоспособности продукции и услуг, выхода на новые рынки сбыта, и, что вполне естественно, укрепление положения компании. Проще говоря, улучшения финансового положения любого предприятия можно достигнуть, если всерьез заняться повышением качества товаров (ведь с ростом качества растет и его стоимость), реализовать политику экономии ресурсов, расширить программы производства конкурентоспособных товаров. Следует отметить, что любые действия, направленные на улучшения этих видов деятельности, несомненно отразятся на увеличении прибыли и укреплении финансового положения компании-производителя.
Современное управление качеством на предприятии, независимо от формы собственности и масштаба производственной деятельности, должно оптимально сочетать действия, методы и средства, обеспечивающие, с одной стороны, изготовление продукции, удовлетворяющей текущие запросы и потребности рынка, а с другой - разработку новой продукции, способной удовлетворять будущие потребности и будущие запросы рынка.