Процедуры системы менеджмента качества включают несколько этапов

Опубликовано 28.02.2018

В современных условиях управления, изменчивости и состава документации системы менеджмента качества (СМК), отвечающей нормативу ISO 9001:2015, является ранжированной системой взаимосвязанных документов. Часть из них указана в стандарте, другая – подразумевается. Поэтому структура СМК состоит из «постоянной», определённой стандартом, и «переменной» составляющей, зависящей от конкретного учреждения.

Оставьте заявку на бесплатную консультацию
Оставить заявку

«Постоянная» часть структуры документации СМК включает:

  • работу в направлении качества;
  • конечные результаты в сфере качества;
  • инструкция по качеству;
  • 6 непременных направлений деятельности комплекса качества;
  • результаты по качеству.

«Переменные» документы состоят из планов, карт процессов, рабочих инструкций, отчётов, договоров, нормативов и т. д. Но это почти вся документация организации.

Составление структуры документации СМК практичней основывать на имеющейся в учреждении системе документации, дополненной обязательными уровнями и документами, которые требует стандарт ISO 9001:2015.

Стоит помнить, что процедуры системы менеджмента качества – это в своем роде некоторые определенные правила осуществления производственных процессов или деятельности организации.

Среди наших клиентов

Как проходит внедрение?

Процедуры системы менеджмента качества включают несколько этапов

Подробнее о системах менеджмента качества
Заказать систему менеджмента качества

В случае разработки и внедрения на предприятии системы менеджмента качества необходимо очень тщательно разработать все процедуры СМК, также это нужно сделать в том случае, если планируется проходить последующую сертификацию на соответствие отечественным и международным стандартам ISO. Кроме того, если на предприятии уже существует система менеджмента, но для ее эффективного функционирования требуется произвести существенные улучшения и доработки, то также следует проработать необходимые процедуры системы менеджмента качества.

И как показывает практика, в большинстве случаев бывает более выгодным заказать проработку некоторых отдельных процедур, чем полностью модернизировать существующую систему менеджмента или разрабатывать ее с нуля.

Следует заметить, что стоимость услуг такого рода довольно высокая, поскольку в основном они оказываются не по отдельности, а в комплексе работ. Но в том случае, если предприятие уже располагает основным пакетом документов по системе менеджмента качества или оно уже проходило процедуру сертификации, то нет необходимости оплачивать полностью всю процедуру. Таким образом, заказывая разработку отдельных процедур, можно обойтись без дополнительных расходов. Сегодня существуют компании, которые разрабатывают процедуры системы менеджмента качества в количестве шести самых необходимых.  

  1. Управление документированной информацией. Данная процедура приводит в порядок систему документооборота стандартов, процедур и записей предприятия, следовательно, при ее разработке необходимо, в первую очередь, уделять внимание движению и составу документации, а также установленным нормам ее обработки.
  2. Управление записями (заметками) по качеству. Сюда можно включить систематизацию всех имеющихся записей, которые сопровождают прохождение отдельных процессов, назначение ответственных сотрудников за создание, сопровождение и сохранность заметок по качеству.
  3. Управление корректирующими действиями. Корректирующие действия - это действия, предпринимаемые для устранения причин несоответствия. Во время разработки такой процедуры следует обязательно определить степень ответственности за проведение данных мероприятий, временные сроки и порядок их проведения, определить соответствующие формы документов для регистрации поступающей информации. По каждому зафиксированному несоответствию возможны различные корректирующие действия. Корректирующие действия должны быть адекватны значимости выявленных несоответствий.
  4. Управление предупреждающими (упреждающими) действиями. Сразу стоит сказать, что данная процедура более сложная, чем предыдущая, поскольку для ее проведения требуется применять методы управления будущими событиями, куда входит и управление возможными рисками. Потенциальные несоответствия определяются путем анализа:
    • прогнозируемых требований клиентов и потребителей;
    • научных и маркетинговых исследований;
    • прогнозов экономической и социальной ситуации;
    • стратегических планов организации.

    Процедура предупреждающих действий во многом сходна с процедурой корректирующих действий. Часто эти две процедуры объединяют в одну процедуру.

  5. Внутренние аудиты. Организация внутренних аудитов включает в себя определение сотрудников, которые будут нести ответственность за выполнение процесса, за составление необходимой документации, по планированию аудитов и за выполнение графика их проведения.
  6. Управление несоответствиями. Организация должна обеспечивать, чтобы продукция/услуги, которая не соответствует предъявленным требованиям, идентифицировалась и находилась под управлением в целях предотвращения ее неумышленного (непреднамеренного, случайного) использования или поставки. Действия по управлению, а также соответствующие ответственность и полномочия относительно того, как поступать с данной продукцией.

Данные процедуры системы менеджмента качества являются достаточно сложными, но наиболее сложной считается первая – управление документированной информацией. В нее входит упорядочивание имеющейся системы документооборота предприятия, следовательно, при разработке такой процедуры СМК большое внимание уделяется работе с документами. При этом задаются определенные правила обращения с документами, которые для всех являются одинаковыми, и от которых в большинстве случаев зависит и эффективность работы системы менеджмента качества.

В первую очередь, для создания процедур СМК, желательно определиться с видами документации, которая используется в организации, поскольку в настоящее время имеется несколько вариантов ее классификации. Сегодня для отдельных вариантов классификации разработаны нормативные правила, но, тем не менее, нет никакого запрета на то, чтобы организация разрабатывала собственную классификацию, которая была бы для нее наиболее удобной. Выбор такой классификации во многом определяется той отраслью, в которой работает предприятие.

Смотрите также:

Оставьте заявку на бесплатную консультацию
Оставить заявку
Заполните эту простую форму и наши менеджеры свяжутся с Вами в ближайшее время
Не обязательно для заполнения
Отправить