Выбор сертификационного органа напрямую зависит от потребностей компании. Если у предприятия есть иностранные партнёры, то они больше уважают сертификат от именитого мирового сертификационного органа. Но в тоже время, если предприятие предоставляет сертификат соответствия системы менеджмента качества российским потребителям или надзорным организациям, то им ближе сертификат от российского органа по сертификации, и часто бывает, что от конкретного.
Сам процесс сертификации состоит из следующих этапов:
- Компания подаёт заявку на сертификации, в которой указывает область сертификации, параметры компании и стандарт(-ы), на которую предприятие хочет пройти сертификацию.
- Сертифицирующая организация принимает решение о возможности сертификации и запрашивает документы системы менеджмента
- Сертификационная компания направляет "Программу аудита", в которой по часам расписана процедура аудита.
- После согласования данной программы на предприятие приезжает аудитор и проводят аудит согласно программе (просмотр документации и записей, общение с сотрудниками, наблюдение за деятельностью)
- По результатам аудита фиксируются несоответствия, которые могут быть существенными или несущественными.
- Компания устраняет выявленные несоответствия и направляет отчёт об устранении несоответствий в сертификационный орган. Если существенных несоответствий выявлено не было, то запускается процедура оформления сертификата соответствия, при их наличии требуется повторный очный визит аудитора в компанию.
- Компания получает сертификат соответствия.
- Сертификат выдаётся на 3 года с ежегодным подтверждением, т.е. не реже чем раз в год, в компанию проходит внешний аудит с целью подтверждения соответствия системы менеджмента.
Проблемы для решения:
|
![]() |
Ключом для решения всех проблем, стоящих на пути получения сертификата, являются три основных кирпича, составляющих фундамент любого успешного предприятия: ответственность, подготовка, мотивация.
Сертификационный аудит выявляет недоработки системы, если таковые имеются, поэтому необходимо ответственно относиться не только подготовке документов, но и подготовке самого персонала к аудиту. Ответственные за проведения аудита лица со стороны предприятия должны быть хорошо осведомлены, разбираться в системе и самом процессе производства, а так же должны уметь грамотно и четко отвечать на вопросы аудиторов. При проведении аудита могут быть выявлены следующие ошибки:
Несоответствие: невыполнение требования. Невыполнением установленного требования является отсутствие этого требования в документах системы менеджмента качества и/или отсутствие его реализации при функционировании системы.
Значительное несоответствие (категория 1): несоответствие системы менеджмента качества, которое с большой вероятностью может повлечь невыполнение требований потребителей и/или обязательных требований к продукции. K значительным несоответствиям может быть отнесено отсутствие элемента или совокупности элементов и/или отсутствие их результативного функционирования.
Малозначительное несоответствие (категория 2): отдельное несистематическое упущение, ошибка, недочет в функционировании системы менеджмента качества или в документации, которые могут привести к невыполнению требований потребителя и/или обязательных требований к продукции или к снижению результативности функционирования элемента (совокупности элементов) системы менеджмента качества.
Все выявленные ошибки должны быть устранены точно в указанные сроки. По результатам сертификационного аудита принимается решение о выдаче (или отзыве) сертификата. Чем меньше ошибок выявлено на предприятии, тем выше вероятность получения сертификата. Во внимание принимается так же и тяжесть несоответствий.