Совершенствование системы управления качеством продукции, а также последующее обобщение и оценка работы предприятий наряду с положительными моментами позволяет выявить и некоторые негативные стороны. Например, характерными недостатками в работе большинства предприятий, решивших разрабатывать и внедрять систему управления качеством, являются:
- Отсутствие необходимой информации в полном объеме.
- Слабая взаимосвязь между качеством производимой продукции и возможностями его повышения.
- Недоработка технологической части производственного процесса, являющейся важнейшим фактором управления качеством изготовления продукции.
- Осуществление мероприятий по улучшению качества продукции, не связанных единой системой.
- Несовершенство процессов по контролю потерь и расходов, связанных с низким качеством произведенной продукции.
- Неэффективная аналитическая работа, направленная на определение причин брака, поиск возможностей на его устранение и улучшение качества.
Также сюда можно отнести недостаточное внимание со стороны высшего руководства организации, уделяемое контролю исполнения решений, которые были приняты в рамках совершенствования системы управления качеством.
Постановка задач, направленных на совершенствование системы управления качеством продукции, должна осуществляться таким образом, чтобы при их выполнении в полной мере обеспечивалось эффективное функционирование системы менеджмента качества посредством реальных инструментов управления, ориентированных на производство высококонкурентной продукции, которая в полной мере будет удовлетворять требованиям и ожиданиям потребителей.
Таким образом, совершенствование системы управления качеством продукции – это возможность повысить конкурентоспособность предприятия.
Чтобы повысить свою конкурентоспособность, компании следует ориентироваться на использование принципиально важных параметров в системе управления качеством продукции. В первую очередь нужно расставить приоритеты – на первое место ставится производство качественной продукции, отвечающей требованиям потребителей. Руководство предприятия, основываясь на экономических выкладках, должно донести до сотрудников, что на первом месте стоит именно улучшение качества продукции, а не только производимые объемы. Руководитель должен следить за тем, чтобы все действия, направленные на совершенствование СМК, выполнялись, а не ограничивались одними распоряжениями.
Кроме того, необходимо постоянно и повсеместно укреплять данный подход к работе посредством проведения инновационной и инвестиционной политики, постепенно двигаясь вперед от традиционного роста объемов производства к модернизации и реконструкции основных фондов и улучшению качества продукции. На предприятии нужно обеспечить эффективную систему сбора, обработки, учета и анализа информации, получаемой от потребителей, о качестве поставляемой продукции.
Для того, чтобы на должном уровне обеспечить качество выпускаемой продукции, на предприятии обязательно должна работать отдельная система менеджмента качества, которая должна постоянно совершенствоваться. Управленческие меры должны быть максимально эффективными. Также необходимо обеспечить их неукоснительное выполнение на всех стадиях производственных процессов.
Мероприятия по совершенствованию системы управления качеством продукции можно будет назвать эффективными тогда, когда выпускаемая продукция будет полностью удовлетворять требованиям и ожиданиям потребителей. Руководству необходимо приложить все силы, чтобы основы и принципы СМК поняли и приняли все сотрудники организации. Только тогда можно будет говорить об эффективности системы управления качеством продукции на предприятии и, как следствие, повышении его конкурентоспособности.