ХАССП в розничной торговле направлена на обеспечение безопасности потребителей

Опубликовано 19.03.2019

Магазины, супермаркеты, оптовые склады являются звеньями одной цепочки. Поэтому к ним целесообразно применять принципы ХАССП. Система, основанная на них, позволит контролировать безопасность продуктов, всевозможные опасности и принесет ряд преимуществ для владельцев предприятий.

Оставьте заявку на бесплатную консультацию
Оставить заявку

Согласно законодательству, оптовые и розничные торговые операторы отличаются тем, что у них различные конечные потребители, система налогообложения и оформление сделок. То есть в первом случае предприятие выполняет функцию посредника. Тогда как точки розничной торговли напрямую связаны с конечным потребителем.

На предприятиях оптовой торговли большое внимание уделяется хранению, транспортировке продукции. Возможны массовые проверки сторонних аудиторов. Появляется зависимость от предприятий, которые покупают у них товар оптом.

Розничная сеть распространяет пищевые продукты для населения. Следовательно, договоров, накладных с покупателями в этом случае практически нет. Уменьшается объем документации, но ответственность за качество и безопасность продукции возрастает. Появляются рекламации от покупателей. Помимо этого, во многих торговых сетях созданы цеха по обработке, приготовлению продуктов и есть собственные производства. Они требуют определенного подхода и расширения сферы действия системы на основе ХАССП.

Работа ХАССП

ХАССП призван обеспечивать контроль на всех стадиях производственного процесса, в любой точке, поскольку опасные ситуации могут возникнуть как  во время производства, так и во время хранения и реализации продукции через предприятия розничной торговли. Нужно подчеркнуть, что особое внимание ХАССП обращает на контрольные критические точки, благодаря определению и контролю которых все виды опасностей, связанных с изготовлением и потреблением продовольственных товаров, можно своевременно предотвратить и устранить, а если не удастся это сделать в полной мере, то снизить до приемлемого уровня, предусмотренного требованиями законодательства. Достигается это за счет целенаправленных мер управления.

Среди наших клиентов

Как проходит внедрение?

Предприятия по производству продуктов питания и организации розничной торговли, внедрившие у себя ХАССП, получили возможность своевременного обнаружения и предотвращения случаев возникновения заболеваний, вызванных употреблением некачественной продукции. Это стало возможным благодаря обнаружению и устранению рисков и опасностей еще на стадии изготовления продуктов, до того, как они попадут на прилавки магазинов. Методы, используемые в HACCP, лучше всего применять на всех этапах производства самого начала — от сбора урожая и до отправки готового продукта в розничную сеть. И хотя у производителей имеются традиционные методы контроля, использование ХАССП в розничной торговле позволяет создать упреждающую систему улучшения безопасности и качества продукции.Также, если рассматривать крупную сеть, то система будет масштабной. Из-за большого объема работы возрастает потребность в контроле и различных мероприятиях. Кроме того, необходимо обучить персонал в достаточном количестве.

Решение этих вопросов можно увидеть на примере существующих супермаркетов. На практике создают отдел, работники которого поддерживают систему и проводят внутренние аудиты. Для крупной сети этот шаг оправдан, так как снижаются административные издержки после проверок надзорных органов, и улучшается обслуживание потребителей.


Принципы ХАССП

Принципы работы ХАССП — это основа грамотной разработки и функционирования систем контроля качества на всех этапах производства продовольственных товаров. Всего таких принципов определено семь, обязательных для исполнения:

  1. Анализ рисков. Выявляются риски, связанные с производством пищевых продуктов, определяются методы их контроля. Различают физические, химические и биологические риски.
  2. Определение критических контрольных точек. Это различные этапы производства продуктов — поставка сырья, выбор ингредиентов, переработка, хранение, доставка на предприятия розничной торговли, складирование, реализация, на которых могут возникать риски. Примеры контрольных точек — охлаждение, приготовление, упаковка, обнаружение металлических включений.
  3. Определение критических пределов контрольной точки (например, минимальная температура нагрева продукта, обеспечивающая уничтожение патогенных микроорганизмов).
  4. Постоянный мониторинг, необходимый для того, чтобы параметры процессов производства не выходили за рамки допустимых значений.
  5. Организация корректирующих действий, предпринимаемых в случае превышения критического предела.
  6. Разработка и внедрение способов проверки. Они должны проводиться постоянно, что повышает эффективность функционирования ХАССП.
  7. Разработка методов регистрации данных, их тщательное документирование. Это могут быть отчеты о рисках, способах контроля, мониторинга безопасности и т.д.

К сожалению, сегодня формирование рабочих групп для формирования и внедрения процедур, работающих на принципах ХАССП, в розничной торговле остается довольно сложным процессом. Следовательно, для получения помощи в этом вопросе им необходимо обращаться в сторонние организации.

На больших предприятиях с филиалами уместно обучить собственный штат внутренних аудиторов, специалистов по системе на основе принципов ХАССП. Также проводить курсы повышения квалификации для повышения уровня сознательности персонала.

Смотрите также:

Оставьте заявку на бесплатную консультацию
Оставить заявку
Заполните эту простую форму и наши менеджеры свяжутся с Вами в ближайшее время
Не обязательно для заполнения
Отправить